Из книги Людмилы Перельштейн "Осторожно: Дети! или пособие для родителей, способных удивляться"
Мамы разные нужны В древнем племени ребенок рос в функционально правильно организованном обществе. У каждого взрослого соплеменника было свое дело, которое делалось хорошо и приносило удовлетворение. Мамы были, можно сказать, общими, и каждая мама выполняла свою роль, заложенную в ней природой. Одна нос подотрет, другая отшлепает, третья приласкает, четвертая научит стрелять из лука. Потребности детей с младенчества удовлетворялись всем коллективом, общей мамой.
Также ребенку предоставлялся большой выбор возможностей: если не твое это дело - разделывать мамонта – крови боишься, беги цветочки собирать для украшения жилища. Ребенок мог поучаствовать в разных занятиях и выбрать из них - подходящее. Причем вся деятельность племени была на виду и доступна детям.
Что же происходит в современном обществе? Почему так часты конфликты между мамой и ребенком, несмотря на массу пособий, рекомендаций, учебников и исследований на эту тему?
Теперь мама одна. Она обладает определенными психологическими качествами и ограниченными умениями, а требования современной жизни усложняются. Редко у какой мамы научишься и нежности, и решительности, и дисциплинированности, и выдержке одновременно. Какая-то из мам, например, в сложной ситуации с радостью передала бы другому принятие важного решения, но некому. Она начинает обдумывать, советоваться, мучиться сомнениями. Маленькие дети крайне чувствительны к поведению взрослых. Они учатся подражая. У нерешительной мамы они могут перенять осторожность, но никак не умение выйти из экстремальной ситуации.
Вывод напрашивается простой и логичный - учи тому, что знаешь и делаешь хорошо, другому научат иные. Ребенок живет не в вакууме - существуют ближние и дальние родственники, друзья родителей, соседи, воспитатели, учителя, прохожие и прочие граждане. Для гармоничного развития ребенка важно обеспечить благодатную окружающую среду, разнообразие выбора и не мешать. Затем останется только удивляться, и откуда он все это знает, где научился. Есть конечно опасность, что ваши ожидания не будут удовлетворены. Ничего тут не поделаешь. Ребенок не кусок глины, из которого можно вылепить что угодно.
Уважаемые родители! Мы предоставляем вашему вниманию портреты восьми мам. Скорее всего, в каких-то из них вы узнаете себя. Предлагаем критически оценить свои слабые и сильные стороны. Слишком ответственным и беспокойным особам мы советуем расстаться с чувством вины. Вы не можете и не обязаны дать ребенку все, что ему необходимо. Самоуверенным же доминирующим мамам желательно задуматься, всегда ли то, что вы считаете правильным и нужным, хорошо для вашего ребенка.
«Мать-атаманша» или мама уретрального типа Встречались ли вам такие дома, где куча ребятишек и своих, и соседских? Там шумно, грязно и весело. Там царит свобода: можно из дивана соорудить самолет, а потом - пароход или крепость.
Среди общего веселья царит мамаша. Стоптанные тапки, халат с оборванными пуговицами, волосы встрепаны. Но как она величественна, даже в утреннем неглиже. Халат уже заметно оттопырился на животе, вот-вот оторвется очередная пуговица. Опять беременная. Младшая Ленка только научилась ходить, а она уже ждет следующего ребёнка.
«Мать-атаманша» беременеет быстро и часто, рожает легко. Она без усилий выполняет отведенную ей природой функцию - производить потомство. Решительная и независимая, она без проблем находит родителя своим будущим детям. Особенно не задумывается, как их прокормить, вырастить, дать им образование.
Она грубовата, бесцеремонна и в выражениях не стесняется. Может и шлёпнуть, но не со зла, а так, любя, чтобы свое место знал.
Детьми «мать-атаманша» управляет легко. «Завтра идем в поход в горы. Еду и воду брать не будем. Проверяем себя на выносливость. Нытики остаются дома. Кто со мной?» Будьте спокойны, нытиков не окажется. В поход пойдут все. Ей доверяют, с ней не спорят, подчиняются охотно. «Мать-атаманша» бывает нетерпелива к слабостям и недостаткам, может принизить достоинство ребенка и обидеть, но делает это не преднамеренно.
Зато запросто включается в детскую игру, поддержит любую авантюру, сама в душе являясь ребенком. «Мать-атаманша» не делит детей на своих и чужих. Они все для нее дети. Мальчишкам, пожалуй, с ней лучше: смелая, энергичная, не будет читать нотации за драные штаны. Отшлепает и тут же забудет. Серьезные проблемы могут возникнуть с подрастающей дочерью, ведь растет соперница.
Чему может научить или не научить «мать-атаманша»
Может научить:
инициативности,
независимости,
любви к людям,
быстрому принятию решений.
вряд ли научит:
дисциплине и порядку,
бережному отношению к вещам и деньгам,
осторожности,
чуткости.
«Мать – недотрога» или мама обонятельного типа Дома бывают разные: красивые, беспорядочные, уютные, чистые, а бывают и холодные. Не в смысле температуры, а в смысле человеческого тепла. В доме «матери-недотроги» скорее всего будет царить вежливое равнодушие.
Ни тебе чмокнуть в щечку от избытка чувств, ни тебе поддать по попке расшалившегося малыша. Все правильно, размеренно, вежливо, научно обоснованно.
Подхватив пинцетом запачканный кашей детский фартучек, «мать-недотрога» облегченно вздохнет, вспомнив о памперсах - этом великом изобретении современности. «Как можно было выдержать в прошлые времена ежедневную борьбу с испражнениями детей?!»
Она будет с подозрением изучать причины плача ребенка. Действительно ли ему нужна помощь или это очередной детский каприз? Готовясь к рождению ребенка, она перечитала массу справочной литературы. Про плач, например, выяснила, что это - естественная защитная реакция организма. Поэтому, услышав зовущие всхлипывания, она не подчинится бессознательному материнскому порыву - прижать-пожалеть. Подход будет научный:
оценит побудительный мотив: голод ли это, испражнения, боль, неудобное положение и так далее;
устранит предполагаемую причину плача;
в случае положительного решения проблемы сделает вывод на будущее;
в случае отрицательного решения проблемы приложит все усилия, чтобы сохранить собственное спокойствие и перейти к пункту
Детей она держит на расстоянии. У нее нет сомнений, что, потакая ребенку, мы его «портим», а, укрощая и подавляя – готовим к жизни в обществе.
Острая на язык, мать способна урезонить любого шалуна без применения физического воздействия.
Внутренне холодная и неотзывчивая женщина, равнодушная к страданиям других, она бывает жестка и непреклонна. Она эгоистична по своей природе, ошибки других считает заблуждениями, недостатки – пороками. Любую критику в свой адрес расценивает как злой умысел.
У малышей с такой мамой не будет эмоционального контакта. Когда же дети подрастут, то смогут оценить, что имеют умную, образованную, понимающую сложное современное общество мать. Такая мама может стать мудрым советчиком в жизни.
Чему может научить или не научить «мать-недотрога»
Может научить:
предприимчивости,
дипломатичности,
осторожности,
перестраивать стереотипы поведения.
вряд ли научит:
отзывчивости,
доброте,
инициативности,
умению ладить с людьми.
«Мать-мечтательница» или мама зрительного типа «Мать-мечтательница» – это мать, которая не повзрослела. С одной стороны, она по-детски обидчива и капризна, с другой - не утратила детское восприятие жизни. Она пойдет вместе с детьми спасать выпавшего из гнезда птенчика или завязывать больную лапку кошке.
«Мать-мечтательница» - эмоциональная, чуткая и отзывчивая. К ней тянутся дети. Она становится замечательной воспитательницей для малышей.
Вместе с тем она непрактична, живет в своих мечтах и трудно приспосабливается к реальной жизни, поэтому ищет поддержки и покровительства. Впрочем, и эти качества становятся благом в ее отношениях с детьми. Дети учатся оберегать, защищать, ощущать себя сильными людьми, нести ответственность за близкое существо, которое слабее.
Игре она отдается так же искренне, как и ребенок. С ней можно и в прятки, и в скакалки, можно в «дочки-матери», можно ставить спектакли. Жизнь для «матери-мечтательницы» - театр. В каждой жизненной ситуации эта нарцистическая натура играет новую роль.
Она купила новый красивый мяч для 4-х летнего Василька. Мяч большой, легкий, совершенно волшебного ярко-зеленого цвета. Мама представляет счастливую сегодняшнюю встречу с сыном: вбегает она в квартиру с большим пластиковым мешком, навстречу летит ее любимое создание. «Мама! Что это?!» «Отгадай!» Все продумано до мелочей. Она небрежно откинет волосы, нежно улыбнется, личико сына будет сиять, он захлопает в ладоши от восторга.
Она распахивает дверь. «Василек!»
Василек, насупившись, кричит: «Я тебя не люблю, ты плохая. Ты обещала, что мы на качели сегодня пойдем... Не хочу я твоих подарков!»
Сценарий нарушен. Обида, слезы. У мамы слезы накатываются быстрее, чем у сына. Возможна даже истерика. «Никто меня не любит! Никому я не нужна, даже собственному сыну!».
К счастью слезы высыхают быстро, ведь в ее богатом воображении уже зреет следующий, более совершенный сценарий.
Чему может научить ии не научить «мать-мечтательница»
Может научить:
любознательности,
заботливому отношению к людям,
наблюдательности,
вежливости.
Вряд ли научит:
терпеливости,
энергичности,
преодолению трудностей,
эмоциональной устойчивости.
«Спящая мать» или мама звукового типа - Мама, я яблоко хочу!
- Да, да... яблоко... Сейчас...
- открывая холодильник. - Зачем мне лук?! Дай яблоко!
- Ах, да, да... Так, так... А где же у нас яблоки? - закрывая холодильник.
Девчонка начинает обиженно кукситься.
- Наташенька, оставь меня в покое. Иди, играй. Сегодня абсолютно невыносимый день. Какой фантастический был вечер... Лунный свет отражался в каплях дождя... Ах, да, ты уже спала. Где же все-таки эти яблоки?… Конечно, в доме где-то были яблоки. Яблоки… яркие… явь или сон... Наталья, бабушка скоро придет и даст тебе яблоко. Так жить невозможно...
«Спящая мать» не способна справиться с самыми обычными проблемами детей и охотно сдает их «на поруки» кому-либо, страдая при этом от своего чувства бессилия и беспомощности.
Она склонна к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму: заторможенная, пребывающая в плену своих идеализированных представлений, ждущая своего принца, разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой.
Чему может научить или не научить «спящая - мать»
Может научить:
работать с самоотдачей,
чуткости,
деликатности,
честности.
Вряд ли научит:
дисциплинированности,
логичности,
деловитости,
умению ладить с людьми.
«Мать-моралист» или мама кожного типа Ослушаться «мать-моралиста» невозможно. Приказы отдаются командным голосом, разъяснение смысла и задержка в выполнении не предполагаются. Ее руководящие указания последовательны и рациональны. Они бывают несовместимы с внутренними потребностями ребенка, и выполнять их не всегда хочется, но надо, положено, такие принципы заложены в ее семье.
Эта мать всегда говорит правду. Действительно, кто же, кроме родной матери, скажет любимой доченьке, что у нее ноги кривоваты и, лучше бы ей не улыбаться, потому что зубы тоже некрасивые.
Правила в доме «матери-моралиста» логичны, понятны и удобны для исполнения.
Она сама живет по правилам и требует того же от детей.
уронил – подними
разлил – вытри
открыл – закрой
начал – закончи
включил – выключи
упал – поднимись
заревел - успокойся
потерял - найди. C пустыми руками не возвращайся!
«Мать-моралист» всегда при деле, ни одной праздной минуты, того же она требует от других. Она принципиальна и сдержанна в проявлении чувств. Шум, веселье и детскую непосредственность считает пустым времяпрепровождением. Боится избаловать ребенка, считает своим долгом выявить все его недостатки и поставить их ему на вид. Важными педагогическими приемами считает замечания, морали, наказания, в том числе и телесные. Поступает всегда подчеркнуто правильно.
Тем не менее, у «матери-моралиста» ребенок научится дисциплине и порядку. Она покажет ему собственным примером, как преодолевать невзгоды и трудности и насколько важно выполнять обещания. Без охов и ахов научит решать сложные жизненные проблемы.
Чему может научить или не научить «мать-моралист»
Может научить:
дисциплинированности,
чувству долга,
организованности,
логичности.
Вряд ли научит:
терпеливости,
чуткости,
сдержанности,
способности принимать нестандартные решения.
«Мать-наседка» или мама анального типа Ванечке исполнился 1 месяц.
«Сейчас мы тебя помоем тепленькой водичкой. Кремчиком попочку смажем. Опять спатеньки будешь, сладенький ты мой».
Ване 3 года. Он превратился в подвижного любознательного бутуза.
«Дай ручку, а то упадешь. Не ходи туда, наколешься. Иди ко мне на ручки, устал уже».
Ване 7 лет. Он пошел в школу, расположенную в квартале от его дома.
«Давай портфель понесу. Давай, давай - тяжелый же. Смотри под ноги, не споткнись. Сейчас придем. Я тебе твои любимые котлетки приготовила, еще горяченькие.»
Ивану 19 лет. Он студент второго курса Инженерно-строительного института.
Мама живет в пригороде. Иван вырвался в общежитие.
По телефону: «Ванечка, я приеду во вторник, привезу покушать. Нет, нет, что ты… Совсем не трудно. Мне очень приятно все делать для тебя. Ничего не стирай сам - все заберу и перестираю».
Ивану Михайловичу 40 лет. Он женат, у него двое детей.
«Мне ничего не надо, только чтобы у вас всех все было хорошо».
«Мать-наседка» терпелива и выдержанна, во всем опекает, не отпускает от себя детей. Она тревожно-беспокойная, жертвенная, старается все сделать за ребенка, лишь бы не допустить его самостоятельности и опасной активности. Опека такой мамы часто воспринимается как надоедливость. Понятно желание ребенка вырваться из заботливых рук и обрести свободу. Вместе с тем в доме «матери-наседки» царят порядок и надежность. У ребенка закрепляется ощущение, что в какие бы ситуации он в жизни ни попадал - ему помогут, поймут, поддержат в трудную минуту, что мир устроен правильно.
Чему может научить или не научить «мать-наседка»
Может научить:
аккуратности,
терпеливости,
высокой работоспособности,
справедливости.
Вряд ли научит:
инициативности,
быстрой переключаемости,
щедрости,
предприимчивости.
«Суматошная мать» или мама орального типа В доме тишина и покой. Андрюша, старший брат - у компьютера, Аленка возится со своими куклами.
Сначала тишину нарушает скрип вставляемого в дверь ключа, затем дверь со стуком открывается, и дом до позднего вечера заполняется голосом вернувшейся с работы мамы.
- Ребята, ко мне! Смотрите, какие пирожные я вам принесла. Ленок, пробуй это, а ты, Андрюша, возьми вон то. Я по дороге не удержалась и попробовала. Вкусно! Все, все, хватит! Аппетит испортите! Мыть руки и в кухню.
Через минуту.
- Ой, забыла! Аленушка, беги быстрее сюда, будем платье мерить. Принцесса ты моя ненаглядная! Звонит телефон. - Наташенька! Как хорошо, что ты сейчас позвонила, солнце мое. Да, я только что с работы. Нет, нет, ничего страшного, подождут. Я такое тебе сейчас расскажу...
«Суматошная мать» - натура неустойчивая, взбалмошная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках она бросается из одной крайности в другую, при этом часто взрывается и кричит. Обладает способностью из любого пустяка вырастить проблему. Тут же сама бурно реагирует на созданную проблему, начинает активно ее решать, в основном – обсуждением проблемы с окружающими её людьми, а не действием.
У «суматошной матери» богатый словарный запас, говорит она сочно, выразительно, колоритно. Анекдоты, шутки, образные сравнения переполняют ее речь. Такая мама без труда передаст детям богатство родного языка. Кроме того, она - жизнерадостная и веселая, вокруг нее всегда люди. Поэтому ее дети с раннего детства тоже общаются с различными людьми и перенимают их опыт, то есть живут в стае.
Чему может научить или не научить «суматошная мать»
Может научить:
быстрой адаптации,
контактности,
быстрой переключаемости,
общительности.
Вряд ли научит:
организованности,
добросовестности,
сдержанности,
чувству долга.
«Мать-работяга» или мама мышечного типа - Садись, сынок, ужинать. Пока не остыло, - устало говорит мать, смахивая со стола крошки в массивную сковородку с жареной картошкой. Кладет на стол «Букварь», водружает сверху сковороду. Сама садится напротив, подперев щеку рукой.
Когда сын только родился, мать, бывало, боялась взять его на руки. Он такой маленький и хрупкий был - его сломать можно. Она всю свою трудовую жизнь была на тяжелой грубой работе. Работала на железной дороге разнорабочей: и шпалы укладывала, и путевым обходчиком приходилось работать.
Работать начала рано, в 15 лет, школу не удалось закончить. Совсем девчонкой пришла она в депо. Первая ее рабочая профессия была смазчица колес. Мать была крупная, мужеподобная с широкими ладонями и короткими пальцами, носила мужской размер обуви. Ходила большей частью в ватнике. Немудрено, что деповские мужики считали ее своим парнем: и матерком могли послать и выпить позвать. Она и не чуралась этого.
Беременность заметила, лишь, когда ватник с трудом застегивать стала. Родился Ванюшка. Начальство пошло ей навстречу, перевели работать стрелочницей, чтобы на дежурство могла с младенцем ходить. Так и рос Ваня в железнодорожной будке, засыпая под перестук вагонных колес. Стрелочницей она проработала недолго, пока Ванюшка ходить не начал. Опасно стало мальчишку с собой брать, да и не справилась она с этой работой. Перевели мать на вокзал, убирать залы ожидания. Так и трудиться уже 15 лет на одном месте.
Вот Ваня в этом году школу заканчивает. Учится, говорит, хорошо, на какую-то математическую олимпиаду в прошлые выходные ездил, хочет в институт поступать. А мать мечтает, чтобы остался он в родном поселке. А что плохого? Железная дорога прокормит. Мать ему с детства твердит:
- Вот, сынок, вырастишь, будешь слесарем.
Чему может научить или не научить «мать-работяга»
Может научить:
высокой работоспособности,
коллективизму,
сдержанности,
добросовестности.
Вряд ли научит:
предприимчивости,
инициативности,
чуткости,
дипломатичности.